Устройство и назначение раздаточной коробки

раздаточная коробкаЛюбой полноприводный автомобиль в обязательно порядке укомплектовывается раздаточной коробкой. Кроме того, если на борту имеются и другие устройства, приводимые в движение посредством энергии двигателя, то они аналогично могут получать вращение от вала раздаточной коробки.

Для автомобилей, у которых все колеса являются  приводными, раздаточная коробка выполняет роль механизма преобразования  крутящего момента и распределения общей энергии мотора.  Подобные функции особенно необходимы в тех случаях, когда машина двигается по бездорожью и в определенный момент времени одно или несколько колес начинаются проскальзывать ввиду отсутствия сцепления. В этом случае энергия перераспределяется между оставшимися колесами.

Функции раздаточной коробки, как механизма питающего дополнительные устройства, в обычной машине не используются, потому, как подавляющее большинство механизмов получает вращение  от ременной, цепной или зубчатой передачи. А вот спецтехника такая как: автократы, трактора, автоподъемники, пожарные машины,очень часто имеет выходной вал из раздаточной коробки который питает водяные помпы, масляные насосы, электрогенераторы и т.д.

Как устроена раздаточная коробка

Конструктивно раздаточная коробка в большинстве случаев имеет набор следующих ключевых элементов:

— Вал привода передней оси автомобиля;
— Вал привода задней оси автомобиля;
— Ведущий вал;
— Корпус;
— Межосевой дифференциал;
— Механизм блокировки дифференциала;
— Зубчатая передача.

Все описанные элементы установлены непосредственно в корпусе, который в свою очередь выполняет не только защитную функцию, но и в его полости располагается трансмиссионное мало, которое самотеком и разбрызгиванием смазывает все движущиеся части.

Механизм преобразования и распределения крутящего момента двигателя выглядит следующим образом. Через ведущий вал усилие передается межосевому дифференциалу.  Старые модели раздаточных коробок не имеют механизма блокировки дифференциала, а новые в подавляющем большинстве случаев укомплектованы подобной функцией. Поэтому водитель может выбрать два режима:

— режим автоматического самоблокирования;
— режим принудительного блокирования одной из осей.

Межосевой дифференциал

Данный элемент является самым важной деталью во всей конструкции раздаточной коробки.  Именно дифференциал определяет какое усилие достанется тому или иному колесу и что произойдет с ним, если поверхность покрышки потеряет сцепление с трассой.  Работа межосевого дифференциала без блокировки приведет к тому, что колесо с меньшим сцеплением с землей получит наибольшее усилие. Как следствие, второе колесо остановится и энергия будет тратиться не на движение а просто на вращение колес в воздухе. Чтобы избежать этого используется механизм блокировки, он может быть конструктивно выполненным по схеме: блокировки типа Torsen,  вязкой (вискомуфты)  или фрикционной муфты. Данные механизмы относятся к схеме автоматической блокировки.

Самой прогрессивной конструкцией считается фрикционная муфта, по той причине, что устройство предоставляет возможность заблокировать дифференциал как в ручном, так и в автоматическом режиме.

Механизм фрикционной блокировки основанном на том эффекте, что чем быстрее вращается одна из осей и чем больше разница в скорости вращения колес, тем сильнее муфта тормозит ось колеса повисшего в воздухе и передает энергию на покрышку с наибольшим сцепление с трассой.

Кроме основной передачи, раздаточная коробка  может  комплектоваться и пониженной. Соответственно и водитель будет иметься возможность увеличения крутящего момента вне зависимости от настроек коробки передач.

Многие современные полноприводные автомобили обладают встроенной функцией по включению или отключению привода задней или передней оси. Это может быть полезно в целях экономии топлива, потому как чем больше вращающихся деталей – тем больше энергии тратиться на внутреннее трение, следовательно, снижается эффективность движения. Выпускаемые ныне дорожные автомобили с полным приводом не имеются функции ручного управления, эту работу в основном проделывает автоматика, однако у внедорожников такая регулировка присутствует.