В защиту «Eye Candy»

eye candy» переводится одним из словарей «ABBYY Lingvo» как «нечто симпатичное, привлекательное, приятное глазу (человек, вещь и т.д.)»; еще «Eye Candy» это название плагина к Adobe Photoshop с набором готовых эффектов. Прим. переводчика)

В обществе дизайнеров часто можно слышать, что истинные профессионалы строят свою работу на строгом соответствии дизайна фирменному стилю бренда или просто на основных принципах дизайна, а эстетическая красота отходит на второй план. Живым дискуссиям по этому поводу не хватает одного: понимая того, что эстетика играет огромную роль в познании, восприятии и реакции.

Взгляните, в какие «одежды» «одевают» дизайнеры сегодня обычную готовую структурированную информацию; или как термин «eye candy» снижает значительность как такового графического дизайна. Язык, на современном этапе, сужает понятие «дизайн» до простого «оформления», а так же разделяет «эстетику» и «удобность» (usability), как будто это две абсолютно разных области. Если мы переключимся от отдельных графических элементов, и будем уделять внимание общей эстетике — «науке о том, как мы познаем чувствами» — мы узнаем, что этой самой разницы между тем, как что-то работает и как оно выглядит, на самом деле не существует, она надумана.

Почему эстетика?

Для начала скажу, что «эстетика» имеет дело со всем, что относится к нашим чувствам и не ограничивается только нашим зрением: это и слух, и осязание, и обоняние и чувствительность в целом. Другими словами: как мы воспринимаем и понимаем мир вокруг себя. Как профессионалы своего дела, мы должны обращать внимание на каждый элемент дизайна, который может повлиять на поведение [человека] при взаимодействии с системой, сайтом, программой.

Более того, «эстетика исследует нашу эмоциональную зону по отношению к объекту или действию» (Wikipedia). Другими словами, эстетика это не только оформительские особенности кнопочек на интернет-сайтах и других визуальных эффектов, но еще и конкретная реакция посетителя на эти кнопочки. Итак, давайте сформулируем проблему: как выбранные дизайнерские решения влияют на понимание и чувства пользователя, и как последние влияют в конечном итоге на поведение?

Эстетика и восприятие.

Восприятие это «процесс познания». Мы учимся познавать мир, основываясь на предыдущем опыте и следуя общепринятым моделям поведения: Что будет, если я нажму сюда? О чем говорит этот цвет? Наука о познании изучает, как человек познает вещи, а эстетика играет ключевую роль в процессе познания объекта человеком. В приведенном ниже примере: который из четырехугольников точно кнопка?

На обеих кнопках написано «Поиск» на английском.

В данном случае эстетика сообщает функцию. Пример справа напоминает настоящую кнопку. Скошенные края и градиентная заливка не оставляют сомнений в функции этой картинки — это кнопка. В данном примере графическое оформление играет роль «маяка» — «с этим можно взаимодействовать» — который, в свою очередь, играет важную роль в дизайне. Иными словами: если это выглядит как кнопка, скорее всего это кнопка.

Аналогично следующее: грамотно спроектированные формы подтверждения пользователем действия (на сайте или в интерфейсе программы) имеют элемент, который пользователь должен отметить (check mark) и, скорее всего, там присутствуют оттенки зеленого: зеленый — хорошо; красный — плохо; жёлтый — стоит подумать. Дизайнер в своей работе должен учитывать то, как наш мозг понимает цвета, тени, оттенки, штриховки. Такие вещи пользователь обычно не замечает, пока какой-нибудь дизайнер не сделает глупости, как здесь:

«Вопрос успешно добавлен» гласит английская надпись в табличке.

В этом примере графическое оформление конфликтует со смыслом.

В этой статье мы рассматриваем, как наш мозг интерпретирует смыслы цветов, теней и других естественных видимых проявлений окружающей среды. Возьмите лист бумаги и приближайте его к себе: смотрите, как изменяется тень. Это те факты окружающего нас мира, которые наш мозг воспринимает каждый день. Когда мы переносим эти факты на монитор, они берут с собой все свои признаки, которым привык мозг.

Все же, эстетика это не только функциональность, а оформление это не только визуальное удовольствие.

Эстетика и воздействие.

Когда мы говорим о «воздействии», мы говорим о чувствах и эмоциях. Нет, не в смысле «о, ваш бренд вызывает положительные чувства!», а о том, как это воздействие влияет на юзабилити. Воспользуемся предыдущим примером, но с небольшими изменениями:

На обеих кнопках написано «Поиск» на английском.

С точки зрения восприятия — это кнопки. Обе — точно кнопки. Однако, если мы обратимся к изучению внимания, убеждения, выбора, счастья, познания и т.п., то выводы будут следующими: в среднем, более привлекательная кнопка более часто нажимаема большим количеством людей. В поддержку этой идеи могу привести комментарий к проблеме чувств нейробиолога António Damásio:

« … чувство это не роскошь: это выражение базовых механизмов регуляции жизнедеятельности, которое выработались с течением времени, и которое жизненно необходимо человеку. Оно играет ключевую роль во всех проявлениях познания, рассуждения и творчества. Что интересно — возможно, чувство принимает участие  в построении сознания … »

Бытует мнение, что некоторыми программами приятно пользоваться, потому что мы разработали их легкими и эффективными. Если мы подумаем на тему воздействия чувств на действия, правильнее будет сказать «вещи, которые приятны, будет легче и эффективнее использовать». Давайте объясню.

Это напоминает мне о …

Индивидуальность продукта влияет на наше восприятие. Вспомните поговорку «встречают по одежке». Это как раз то, над чем работает автомобилестроение уже много лет, вкладывая огромные деньги в создание продуктов, которые будут обладать четкими индивидуальными чертами, с которыми сравнивает себя человек. Почему автомобиль Dodge Ram кажется таким крепким? Что делает образ Mini Cooper таким забавным и веселым? Пока эти образные утверждения создатели будут подкреплять фактическими характеристиками машины — мы будем видеть реальное воплощение определенных качеств в этих  автомобилях.

Аналогично, при разработке пользовательского интерфейса, наши дизайнерские решения придают продукту индивидуальность, его собственные особенные черты. В следующем примере: которое из окон кажется дружелюбнее? Которое выглядит более профессиональным?

У наших работ есть индивидуальные черты. Имейте ввиду:

  • человек ассоциируют себя (или избегают этого) с конкретными чертами;
  • доверие связано с индивидуальностью;
  • восприятие и ожидания связаны с индивидуальностью;
  • мы относимся к достаточно развитым технологиям как к людям;
  • и так далее.

Принимая обдуманные и осознанные решения о том, какими чертами будет обладать ваш продукт, вы можете сформировать положительные или отрицательные реакции на него. Взгляните на Sony и как они применили эти знания при разработке Sony AIBO. Давайте разберемся, почему они создали робота в виде щенка собаки.

Это робот, и он не идеален. Он не понимает большинства ваших команд. Он может выполнять, а может и не выполнять команды, которые, по идее, должен знать. Да и вообще он мало чего умеет.

Если бы это была модель взрослого дворецкого, который не понимает половины того, что вы от него хотите и частенько делает не то, о чем просили, на него смотрели бы как на поломанного. Но у нас щенок, и он милый! Щенки не должны делать все, о чем их просят. Когда робот-щенок делает именно то, что ему скомандовали, мы чувствуем удовлетворение. «Смотри, он перевернулся!». Разве не отличный трюк для выхода на рынок?

Подумайте: какими чертами Вы наделите вашу разработку, и какие ожидания пользователя будет она собой воплощать?

Доверишься мне в этом?

Согласно исследованию, проведенному в 2002 году, «общий призыв сайта, который формируется из типографики, размер текста, композиции, цветов» это основной критерий оценки нашего доверия этому сайту.

В этом есть смысл. Вспомните, как Ваш собственный внешний вид (Ваша собственная эстетика) отражается на восприятии Вас окружающими; или как упаковка продукта влияет на наше восприятие содержание этой упаковки.

Сравните две эти колонки. Слева — бензоколонка у моего дома.

Я перестал на ней заправляться и езжу к другой. Почему? Обслуживание левой (или отсутствие такового) заставляет меня усомниться в доверии этой заправочной станции информации моей банковской карты. Вкратце: внешний вид воздействует на доверие.

Итак, как же нам создать доверительные отношения между пользователем и нашей программой, не обращаясь только к её стабильности и надежному содержанию? Например, подумав о внешнем виде! Внимание к деталям дизайна интерфейса предполагает, что в остальных вопросах проработки программы (менее визуально заметных) разработчики потели не меньше, что, в конце концов, предполагает качественный продукт, на который можно положиться.

Я видел много прекрасных макетов интерфейсов программ, которые просто четвертовали на этапе разработки. Несообразные шрифты, странные расстояния, немыслимые размеры линий разметки, пережатые jpeg-картинки — финальный релиз убит. Если такие неточности не устранить на этапе тестирования функциональности программы, то они повлияют на восприятие продукта.

Если сложить все это вместе, то …

Зачем вообще задумываться о восприятии? Взгляните выдержку из исследования, представленного на CHI 2007:

« … пользователи по-разному оценивают идентичные результаты разных поисковых машин и такие оценки основаны на бренде … Участники исследования утверждали, что результаты поиска Google и Yahoo! превосходили по релевантности идентичные результаты Windows Live и аналогичных поисковых машин … »

Что делает бренд, разве что воздействует на восприятие? В вышеприведенном исследовании одинаковые результаты воспринимались по-разному из-за атрибутики бренда: доверие этому бренду, его индивидуальность и наше восприятие его. И что в этом всем толку?

Запомните этот вопрос.

Привлекательное привлекает.

Ну, хорошо, согласимся уже, что восприятие действительно важно в дизайне конечного продукта. Но как же на счет «фактического» юзабилити: возможности быстрее выполнять задачи с помощью данной программы или просто с меньшими трудностями? Действительно ли привлекательный дизайн помогает решать подобные задачи? Такое предположение было подтверждено в исследовании, проведенного сначала в 1995, а затем в 1997 годах. Donald Norman описывает исследование подробно в соей книге «Эмоциональный дизайн».

Еще пример: исследователи из Японии установили два банкомата, «идентичных в функциональности, наборе кнопок и принципе работы». Разница была лишь в более привлекательной организации кнопок и положении экрана. И в Японии и в Израиле (где этот эксперимент позже повторили) исследователи наблюдали следующее: люди встречали меньше трудностей при работе с более привлекательным банкоматом. Он вообще работал лучше.

Нам осталось ответить на вопрос: почему более привлекательно организованный банкомат работал лучше по сравнению с практически идентичным?

Norman объясняет биологией эволюции и своими знаниями о принципах работы нашего мозга. Суть в том, что когда мы расслаблены, наш мозг более податливый и ему легче найти обходной путь для актуальной проблемы. В другой ситуации, когда мы напряжены или раздражены, в мозгу все размывается и мы видим только проблему. Сколько раз, в порыве раздражительности, вы пытались сделать одно и тоже и ждали положительного результата уже 17-й раз подряд?

Вот другое объяснение: то, что нам  нравится — должно работать. Справляться с проблемами, в которых есть что-то приятное, нам удается легче.

Связываем все вместе.

Последние исследования в сфере чувств находят свое отражение в тезисе: мы не можем разделить познание и чувства.

Другими словами: то, как мы думаем неразделимо с тем, как мы чувствуем.

Из этого вытекают интересные вопросы, особенно в области принятия решений. Кароче, наши рациональные решения, не настолько уж рациональны по своей природе. Из исследований, посвященных теме первых впечатлений о чем-либо, наука о головном мозге изучает, как работает мозг — жутковато, скажу я вам. Мы не на столько контролируем наши решения, на сколько нам это кажется.

Какие приемы Вы используете в своей работе, чтобы воздействовать на чувства пользователя? Индустриальный дизайн, автомобильный дизайн и другие его виды используют в своей работе моделирование по системе Kano, которая востребована уже несколько десятилетий. Тенденции в разработках интерфейсов для пользователей еще только развиваются и начинают заимствовать знания из других областей: те самые простые и точные пути влияния на решения человека через взаимодействие с его  эмоциями.

Итак, важен ли «милый дизайн»?

Когда Вы задумываетесь над дизайном и разработкой программы, какую роль вы отводите визуальному дизайну? Это шкура, которая добавляет небольшую цену программе — слой, покрывающий её функциональность? Или, все же, что-то большее?

В начале 1900-х,  «форма зависит от функций» было мантрой современной архитектуры. Frank Lloyd Wright изменил эту формулировку на «форма и функции должны быть единым, связанным как духовное целое» и демонстрировал свою идею на примерах природы.

Чем больше мы узнаем о людях, и о том, как наш мозг работает с информацией, тем больше мы понимаем, что форма и функции неразделимы. Если нам кажется, что стиль и функции живут разными жизнями, тогда можно разделить и  эстетику с функциональностью, а этим мы доказываем наше отношение к красоте как всего лишь к декорации. Нашему мозгу останется лишь согласиться.

Автор:  Stephen P. Anderson. Оригинал статьи — здесь.
Перевод:  Рехимкулов Ринат (greystone@yandex.ru)

Мне 21 и я заканчиваю филологический факультет. Графикой заинтересовался в 14 лет, когда мало у кого в Муранске были компьютеры, а у меня был Mac с фотошопом версии 4.0. Ничего грандиозного пока не создал, поэтому решил соединить любимое и профессиональное: занялся переводами статей для россиян.

P.S. Спасибо за перевод, интересная получилась статья! Надеюсь наше сотрудничество на этом не ограничится и вы сможете прочитать еще несколько познавательных публикаций в ближайшее время.

P.P.S. Постовой. Ищешь доменное имя? Регистрация доменов ru от 95 рублей.
Для любителей покера — пароли к приватным фрироллам.

Понравился пост? Подпишись на обновления блога по Дизайн Мания RSSRSS, Дизайн Мания RSSEmail или твиттерtwitter!
А еще можно опубликовать ссылку на статью в своем блоге:
Опубликовать в twitter.com        

Комментариев - 3 для поста В защиту «Eye Candy»
  1. ]]> Евгений ]]> (Январь 25, 2010)

    Сам пост говорит о правильных вещах в не правильной и тягомотной форме. Большинство из вышеизложенного является прописной тыщу раз истиной. Если убрать весь лишний шлак, то получится менее банальная и более удобочитаемая статья

  2. ]]> Tod ]]> (Январь 25, 2010)

    Евгений, так уж любят сочинять статьи там, у них всегда много текста, рассматривающего все дотошно до мельчайших деталей и мелочей. Если у вас есть желание опубликовать свои мысли и подобный материал для читателей блога — пишите на почту, можно организовать гостевой пост.

  3. ]]> Евгений ]]> (Январь 25, 2010)

    Хм… предложение интересное. Пара мыслей ищущих реализации у меня давно имелись. Как только оформлю их в статью или две обязательно напишу вам.

Оставить комментарий
для статьи В защиту «Eye Candy»